Ремонт крановых электродвигателей
Основная причина неисправностей крановых электродвигателей – это нарушение регламентированного режима работы, неудовлетворительное техническое обслуживание или же продолжительная эксплуатация без надлежащего ремонта.
Основные неисправности крановых электродвигателей, в основном, сводятся к изменению или неустойчивости их фактических характеристик. Так, не допускается:
- Изменение фактической частоты вращения или вращающего момента электродвигателя.
- Любые колебания частоты вращения.
- Общий или местный перегрев кранового электродвигателя.
- Сильные вибрации или шум.
- Большое искрение под щетками электродвигателей постоянного тока или под кольцами асинхронных электродвигателей.
В целом, все неисправности крановых электродвигателей можно разделить на три группы – механические, магнитные и электрические.
Механические неисправности:
- Неисправности подшипников.
- Спадание, разрыв или ослабление бандажей.
- Биение колец или коллектора.
- Поломка или деформация вала.
- Деформация или поломка держателей щеток.
- Разбалансировка вращающихся частей.
Магнитные неисправности:
- Замыкания между листами стали.
- Ослабление прессовки листов стали.
Электрические неисправности:
- Обрыв обмоток.
- Пробой изоляции обмоток.
- Обгорание контактных колец или коллекторных пластин.
- Плохой контакт в соединениях проводников.
Именно повреждение обмоток можно считать одной из самых распространенных неисправностей асинхронных крановых электродвигателей. Вследствие износа изоляции происходят витковые замыкания в катушке, замыкания обмотки на корпус, а также короткие межфазные замыкания в обмотке. Обрывы в обмотках же, как правило, происходят ввиду механических повреждений обмоток малого сечения или распаек в местах соединения. Участки обмоток электродвигателей, наиболее подверженные повреждениям – это перекрещивания и изгибы в лобовой части, участки выхода обмоток из пазов, изгибы в соединительных проводах катушечных групп, места соединения сетевого кабеля и выводов обмоток.
При коротких замыканиях в обмотках крановых электродвигателей наблюдаются:
- различная величина токов в цепях фаз;
- нехарактерные шумы (гудение) при работе электродвигателя;
- перегрев катушек обмоток;
- затрудненный пуск электродвигателя.
При витковых замыканиях (в одной фазе) обмотки статора наблюдаются:
- увеличенное значение тока в обмотке (при применении соединения обмоток типа звезда);
- сильный перегрев катушечной группы или катушки.
Амперметр, подключенный в цепь поврежденной фазы при треугольном соединении обмоток, показывает меньшие значения, чем амперметр, включенный в цепи других фаз. При этом, выявление поврежденной фазы проводится при пониженном напряжении (до 0,3 от номинального напряжения).
При витковом замыкании обмотки ротора крановых электродвигателей наблюдаются:
- перегрев обмоток ротора и статора;
- колебание значения тока в фазах;
- обмотка ротора дымит при работе с резисторами в роторной цепи и при пуске;
- запах горящей изоляции.
Индукционный метод помогает определить точное место виткового замыкания в крановых электродвигателях с фазным ротором. При этом необходимо подключить обмотки статора к сети и измерить индуктированные напряжения между кольцами (при неподвижном роторе). Если между разными парами колец наблюдаются неодинаковые значения индуктированных напряжений, это свидетельствует о наличии в обмотках виткового замыкания. Если витковое замыкание произошло в обмотке статора, то неравенство напряжений изменяется при поворотах заторможенного ротора. Если замыкание произошло в обмотке ротора, то неравенство напряжений при аналогичных условиях не изменяется. Напряжение между кольцами двух фаз, в том числе одной поврежденной, будет меньше, чем напряжение между двумя исправными фазами.
В разобранном электродвигателе место виткового замыкания выявляется измерением сопротивления катушек (при помощи амперметра-вольтметра или двойным мостом).
При помощи мегомметра можно обнаружить межфазное короткое замыкание и замыкание обмотки статора на корпус. При этом конкретное место замыкания в большинстве случаев можно обнаружить визуальным осмотром.
Ремонт крановых электродвигателей с незначительными повреждениями изоляции (при исправных проводниках) в месте замыкания сводится к восстановлению прокладок (из подходящих изоляционных материалов) и их пропитке лаком. Замена поврежденной катушки требуется в случае, если изоляция или проводники обмотки разрушены на большом участке.
При помощи мегомметра также могут быть обнаружены обрывы в обмотках (в этом случае прибор покажет бесконечно большое сопротивление). Однако, прежде всего, необходимо убедиться в отсутствии плохого контакта или обрывов вне обмотки. Для проведения испытаний один из углов обмотки треугольником необходимо разъединить. При соединении обмоток по типу звезда мегомметр необходимо подключить к нулевой точке обмоток и к выводу каждой фазной обмотки. Место обрыва определяется испытанием всех катушек поврежденной фазы.
Наиболее уязвимые участки проволочных обмоток крановых электродвигателей располагаются в стержневых обмотках (а не в межкатушечных соединениях), а именно – в хомутиках (пайках). Плохой контакт или обрывы короткозамкнутых обмоток в роторах крановых асинхронных электродвигателей обнаруживаются в соединениях замыкающих колец со стрежнями. Кроме этого, обрывы могут наблюдаться в пазовых частях вследствие различных механических повреждений или дефектов при литье (при изготовлении литых алюминиевых обмоток).
Узнать цены на ремонт крановых электродвигателей, а также задать любые интересующие вопросы вы можете специалистам ООО «РемЭл» по телефону +7 (4872) 47-97-42. Мы сотрудничаем с предприятиями Тулы и Тульской области, Москвы и Подмосковья, а также других соседних областей.